О вальдорфской педагогике кратко

 

voronezh school 361x232   Вальдорфская система образования и вальдорфские школы, которых насчитывается уже больше 1000, существуют во всем мире.Они базируются на антропософии, которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861-1925). В 20 книгах и 6000 лекциях им были затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

   Мы не будем подробно останавливаться на учении и взглядах Штайнера, желающие могут ознакомиться с его произведениями или их критикой самостоятельно. Наша цель — рассказать кратко и понятно, что такое вальдорфская педагогика в целом и чем отличаются вальдорфский детский сад и вальдорфская школа от обычных.

   Фундаментом вальдорфского образования считается другой взгляд на человеческую жизнь и ее стадии

   Согласно ему, вся жизнь человека делится на три фазы: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти.Но мы рассмотрим здесь только первую, детскую фазу развития человека, которая, в свою очередь, тоже делится на три периода.Если мы рассмотрим периоды развития ребёнка от грудного возраста до достижения взрослости в 21 год, то можно различить три больших периода.

• Первый период (от 0 до 7) — грудной и маленький ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и окружённый материнской заботой.
• Второй период (от 7 до 14) — ребёнок делает шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа.
• Третий период (от 14 до 21) — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.

   С биологической точки зрения можно определить те же периоды следующим образом:

1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до наступления половой зрелости;
3. период от наступления половой зрелости до совершеннолетия.

   Маленький ребёнок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя всё из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. Он живёт в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.  Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребёнка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Ребёнок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится с ним. Это становиться составной частью его жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту потребность прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями, остаётся подражателем навсегда, неуверенны, неудовлетворённым собой человеком.  Этому не противоречит тот факт, что ребёнок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. Но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни.

   Ребёнок второго семилетия имеет уже свой собственный мир, в котором он живёт.  Этот мир, словно сказочный сад, обнесён высокой стеной, отгораживающей его от действительности. Ребёнок царствует в этом мире. Здесь возможно всё, о чём мечтается.  Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нём, пока не станут своими. В этот период у ребёнка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи ещё довольно внешние и, в сущности, не настроены на другого. Они, скорее, определяются желанием жить и играть с другим в своём собственном мире.

   В возрасте примерно семи лет у ребёнка появляются новые устремления. Он хочет идти в школу, хочет учиться, и вполне определённым образом: он хочет обрести внутреннюю опору, он хочет испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает.  У детей, которые в первые годы жизни получали достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это стремление к авторитету развивается само собой.  Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют определённую неуверенность. Их недоверчивость, их стремление к противоречию, свидетельствуют не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особенные авторитеты».

   В период полового созревания (пубертатный период) пробуждаются совсем другие потребности: стремление проверить внешнюю сторону бытия и научиться понимать жизнь человека во всех её «углах и извивах», то есть, другими словами, ребёнок достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы.  Для того, чтобы это состоялось, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты.

   Только в третий период, с началом полового созревания, стена между внутренним миром ребёнка и действительностью медленно рушиться. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрёл душевное единство. В своём собственном мире он познал центр, с которым всё соотносится и всё исходит: собственное «Я» — свою индивидуальность. Теперь, исходя из этого, он проникает во внешний мир и хочет его преобразовать согласно своим собственным нормам. Он стал теперь социально активен. Дружеские связи, которые теперь образуются, являются настоящими дружескими связями. Это поиск другого человека как индивидуальности.  У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углублённом познании мира и человека возникает как бы сама собой.

Итак, социальные способности, которые можно воспитать на описанном здесь пути, таковы:
• через подражание в дошкольном возрасте – к осознанию свободы и неприкосновенности других людей;
• через авторитет в школьные годы – к чувству уверенности в жизни, а благодаря этому к способности демократической совместной работы;
• через обучение, осуществляемое в подростковом возрасте в близком человеческом контакте с учителями – к углублённому интересу к миру, к людям, к жизни.

(Из работ Ф.Карлгрена и Б.Ливехуда )

Продолжение статьи на сайте Воронежской Вальдорфской школы Радуга